Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у
детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности
дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что
соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности
презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их
познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
И вот здесь очень важно, чтобы
педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в
своей работе.
Одно из главнейших условий успеха
информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми
для них формами работы.
В своей работе я стараюсь активно
привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий
(далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в
наиболее доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества
знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства
педагога.
Одно из направлений моей работы по
использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На
собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном
формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность
оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к
информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях,
перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе,
картотеки, каталоги.
Кроме того, использование ИКТ
позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к занятиям, родительских уголков, группы, информационного
материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет;
принтер, презентация).
Неотъемлемой частью работы педагога
является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно
сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло
расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность
воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной
альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
При работе с родителями, использую
презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана
подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал
по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе,
чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами).
Следующим направлением в моей
работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого
материала дошкольниками. Для
воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности
развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию
и с интересом. Система мультимедийных презентаций - одна
из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения
учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с
компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для
создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power
Point – мастер создания презентаций.
В данном случае даже не нужно иметь
мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу.
В группе имеется телевизор и ноутбук. Дидактические достоинства интерактивных
занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение
подлинности, реальности событий, интерес.
Мною составлен ряд интересных презентаций «Азбука безопасности», «День
Защитника Отечества», «Орудия труда», «Москва», «Домашние животные», «Дикие
животные», «Зима пришла», «Весна-краса», «Русские народные сказки» и другие для
младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового
и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
Также составлены презентации с использованием
элементов игры. Например: «Строим новый теремок», «Поможем
зайчику», «Весеннее пробуждение природы», «Скоро в школу», «Прочитай по первым
буквам» и др.
Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать
ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с
использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание
тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают
такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей,
формируют готовность к обучению в школе.
У нас в группе имеется банк
электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя
методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми,
коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для
родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.
Самой распространенной формой использования деятельности в
воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является
познавательная экскурсия.
«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные
места, предложив уникальное путешествие.
Эти экскурсии особенно ценны для
развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить
какие - либо объекты.
Занятия по ознакомлению с
произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства
строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.
С помощью ИКТ (Презентация и
телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников,
скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.
Презентации используются мною во время
бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей на занятиях.
Преимущества использования
компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным
искусством очевидны:
ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов,
фотографий, слайд - презентаций; широко использовать показ репродукций картин
художников; «посещать» крупнейшие музеи; прослушивать записи музыкальных
композиций; активизировать учебный процесс.
Из всего выше сказанного, можно
сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном
процессе:
1.Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога,
активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало
стимул к проявлению моих творческих способностей.
2.Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную
деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
3.Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их
о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к
событиям в детском саду.
Таким образом, использование
компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания
познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности,
повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных
технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов
- появились занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.
Таким образом, можно сделать
следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в
дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей
предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с
дошкольниками.