Конспект занятия по социально-коммутикативному развитию «Юные пожарные»
для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
Цель: формирование элементарных знаний и навыков пожарной по безопасности.
Задачи:
Образовательные:
· формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;Развивающие:
· развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде;Воспитательные:
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к труду пожарных.Создание развивающей среды для организации и проведения занятия.
· Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо.Виды детской деятельности:
· Игровая.
· Коммуникативная.
· Познавательно-исследовательская.
· Музыкальная.
· Двигательная.
· Восприятие художественной литературы и фольклора.
Ход занятия: Дети, поздоровайтесь с нашими гостями. Создание проблемной ситуации Воспитатель: Сегодня я получила письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста. «Дорогие ребята детского сада №114! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным? Дети: Да, согласны! Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание. Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Чем мы можем помочь пожарным, ведь мы еще не умеем тушить пожары? (Обсуждение дальнейших действий с детьми. Подвести детей к решению самим пройти курс юного пожарного и помочь в тушении пожара пожарным) Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным? Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку. Мотивация: помочь пожарным в тушении пожара. Целеполагание: пройти курс юного пожарного. Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. |
Основная часть:
Пока мы будем ехать я прошу ответить Вас, на несколько вопросов: Беседа «Профессия пожарный» · Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные). · Что вы знаете о форме пожарного? · Скажите, ребята, зачем пожарному каска? · Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части). · Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «Рекомендации о безопасном поведении», а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности? Дети отвечают: · Слезы пожара не тушат. · Спички – не игрушка, огонь не забава. · Нет дыма без огня. · Кто огня не бережется, тот скоро обожжется. · Спичка – невеличка, огонь – великан. · Водой тушат пожар, а умом предотвращают.Д/и «Огонь-друг, огонь-враг» Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации) Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь? Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. Воспитатель: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем? Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Воспитатель: От чего бывают пожары? Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. Физминутка Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослыхна помощь скорей призывай И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! «Вызов пожарных». Прыжки через островки (3 шт.). Пролезть в туннель (1 шт.). Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать ( крикнуть) «01» Обратно– бег по прямой - передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе. Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке. Беседа «Правила безопасного поведения при пожаре» Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка «Картинная галерея». Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре). Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму: ØПравило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь. ØПравило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником. ØПравило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз. ØПравило четвертое:Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь. ØПравило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей. Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Рассматривание огнетушителя Воспитатель: А теперь отгадайте загадку Когда, грозя спалить наш дом,Появится огонь с дымами, Мы скажем папе или маме - И вмиг на улицу уйдём. Уймут пожар песок, вода - С колодца, речки и пруда, И возгорания душитель, Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ. Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.) Воспитатель: Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами. Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпу Эксперимент первый: Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.Эксперимент второй: Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).Эксперимент третий: Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).Эксперимент четвертый: Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.Эксперимент пятый: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).Эксперимент шестой, седьмой, восьмой: Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом. Эксперимент девятый: Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь. Воспитатель: Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус.Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный. Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми. Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен. ØВопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01) ØВопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар). ØВопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя). ØВопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителяПожарный:По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. (Дети одевают костюмы пожарных). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь. Игра «Потуши пожар» Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком; второй – песком; третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д.(Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)Пожарный: Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы! Пожарный: Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.) Пожарный: А на прощанье хочу дать вам один совет: Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен, Ребята,помните, о том. Что нельзя шутить с огнем!ИнспекторПожарный прощается с детьми и уходит. Заключительная часть. -Воспитатель: Ну, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам, наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня. Поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре. Помогли инспектору Пожарному потушить огонь).Ну, вот и прекрасно, я рада от души.О наших советах другим расскажи:Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.Дети садятся в автобус, звучит песня про пожарных. |