Мангутова Фирюза Гумаровна

Представление опыта работы

по использованию игр головоломок для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Современное общество, предъявляет требование к человеку:
умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить.Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?Развитие интеллектуальных способностей детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

3 слайд

Цель: формированиеинтереса к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр.

4 слайд

Задачи:1. Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерства и компетентность.2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);3. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения; развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);4. Закреплять умения детей анализировать форму предметов в целом и отдельных частей, воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлениям.5.Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности: лист бумаги, учебная доска, тетрадь, располагать предметы в указанном направлении. Отражать в речи пространственное расположение предметов на листе бумаги, в быту, нижний, верхний угол, правый, левый угол;6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;7. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений, развивать интерес к математике в дошкольном возрасте. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. В своей работе я использую разнообразные игры, в том числе и такие логически-математические игры как головоломки.

5 слайд

Игры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

6 слайд

Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.

7 слайд

1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.

• Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.• Игры «шнурковые», целью которых является: составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;• Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.

8 слайд

2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

• Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

• Игры («Танграм», «Колумбово яйцо», «Занимательные треугольники», «Сложи квадрат», «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.• Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.

9 слайд

3. Игры комбинаторного характера стратегические.Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.

10 слайд

4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.5. В практике работы с детьми дошкольного возраста широко использую разнообразные «головоломные» задачи,связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей).

11 слайд

В своей работе, детей с играми знакомлю постепенно. Вначале знакомимся с названием игры, рассматриваем наборы фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.

Последовательность этапов освоения игр:

Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.Второй этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.Третий этап – составление фигур-силуэтов по образцам без указания составных частей.Четвертый этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.Пятый этап – из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.Шестой этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

12 слайд

Правила игры:1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.2. Играйте с Ребенком на равных.3. Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.8.Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.9. Учитывайте настроение Ребенка.10. Старайтесь не критиковать Ребенка.11. Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.

13слайд

Первые шаги в своей работе я начала с использования счетных палочек. Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. А еще развивают мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенным, усидчивым. Так же богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них моим ребятам нравилось составлять различные предметы из жизни, животных, птиц, даже маму и папу

14 слайд

Дети моей группы очень любят игру «Геометрическая мозаика». Эта игра учит ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а так же воспитает усидчивость, будит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность. Развивает наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание. Формирует сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия. Развивает мелкую моторику. Эта игра детям понравилась тем, что можно самостоятельно составлять узоры, сортировать геометрические фигуры, раскладывать по цветам.

15 слайд

В своей работе использую следующие игры – головоломки: «Колумбово яйцо» и «Танграм». В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

16слайд

Задачи, которые решают геометрические игры-головоломки:1. Называть составляющие фигуры.2. Составлять простые изображения.3. Сравнивать фигуры по общему признаку.4. Составлять фигуры по образцу воспитателя.5. Учить составлять фигуры с целью получения новой.6. Учить видоизменять фигуры.7. Ориентироваться в пространстве.8. Составлять силуэт по собственному замыслу.9. Учить, творчески мыслить, строить умозаключения, проявлять фантазию.

17слайд

Так же ребята очень любят играть в «Лабиринты» . Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться.

18 слайд

А состав числа, решение арифметических примеров мы закрепляем с помощью «Математических раскрасок», «Математических пазлов»

19 слайд

Был пополнен уголок познавательного развития:-были изготовлены головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо», «Занимательные треугольники», «Монгольская игра» ;-распечатаны и находятся в открытом доступе «Математические раскраски» и различные «Лабиринты. Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, получаем хорошие результаты. Игра увлекает детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность, не бывает проблем с организацией, отказываются играть единицы и в редких случаях. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляют активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.