Представление опыта работы
по использованию игр головоломок для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3 слайд
Цель: формированиеинтереса к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр.4 слайд
Задачи:1. Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерства и компетентность.2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);3. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения; развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);4. Закреплять умения детей анализировать форму предметов в целом и отдельных частей, воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлениям.5.Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности: лист бумаги, учебная доска, тетрадь, располагать предметы в указанном направлении. Отражать в речи пространственное расположение предметов на листе бумаги, в быту, нижний, верхний угол, правый, левый угол;6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;7. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений, развивать интерес к математике в дошкольном возрасте. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. В своей работе я использую разнообразные игры, в том числе и такие логически-математические игры как головоломки.5 слайд
Игры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.6 слайд
Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.7 слайд
1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
• Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.• Игры «шнурковые», целью которых является: составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;• Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.8 слайд
2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
• Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.• Игры («Танграм», «Колумбово яйцо», «Занимательные треугольники», «Сложи квадрат», «Пифагор», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.• Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.9 слайд
3. Игры комбинаторного характера стратегические.Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.10 слайд
4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.5. В практике работы с детьми дошкольного возраста широко использую разнообразные «головоломные» задачи,связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей).11 слайд
В своей работе, детей с играми знакомлю постепенно. Вначале знакомимся с названием игры, рассматриваем наборы фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.Последовательность этапов освоения игр:
Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.Второй этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.Третий этап – составление фигур-силуэтов по образцам без указания составных частей.Четвертый этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.Пятый этап – из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.Шестой этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.12 слайд
Правила игры:1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.2. Играйте с Ребенком на равных.3. Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.8.Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.9. Учитывайте настроение Ребенка.10. Старайтесь не критиковать Ребенка.11. Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.13слайд
Первые шаги в своей работе я начала с использования счетных палочек. Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. А еще развивают мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенным, усидчивым. Так же богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них моим ребятам нравилось составлять различные предметы из жизни, животных, птиц, даже маму и папу14 слайд
Дети моей группы очень любят игру «Геометрическая мозаика». Эта игра учит ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а так же воспитает усидчивость, будит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность. Развивает наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание. Формирует сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия. Развивает мелкую моторику. Эта игра детям понравилась тем, что можно самостоятельно составлять узоры, сортировать геометрические фигуры, раскладывать по цветам.15 слайд
В своей работе использую следующие игры – головоломки: «Колумбово яйцо» и «Танграм». В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.16слайд
Задачи, которые решают геометрические игры-головоломки:1. Называть составляющие фигуры.2. Составлять простые изображения.3. Сравнивать фигуры по общему признаку.4. Составлять фигуры по образцу воспитателя.5. Учить составлять фигуры с целью получения новой.6. Учить видоизменять фигуры.7. Ориентироваться в пространстве.8. Составлять силуэт по собственному замыслу.9. Учить, творчески мыслить, строить умозаключения, проявлять фантазию.17слайд
Так же ребята очень любят играть в «Лабиринты» . Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться.18 слайд
А состав числа, решение арифметических примеров мы закрепляем с помощью «Математических раскрасок», «Математических пазлов»19 слайд
Был пополнен уголок познавательного развития:-были изготовлены головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо», «Занимательные треугольники», «Монгольская игра» ;-распечатаны и находятся в открытом доступе «Математические раскраски» и различные «Лабиринты. Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, получаем хорошие результаты. Игра увлекает детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность, не бывает проблем с организацией, отказываются играть единицы и в редких случаях. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляют активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.